Давайте вместе разберём три работы старшеклассников, написанные по
фрагменту из «Воспоминания о романе» Фазиля Искандера, и подумаем, что
удалось вашим сверстникам, а что нет. Какие типичные ошибки возникают
даже в хорошем ученическом тексте и как сделать его лучше?
Первым делом читаем текст Фазиля Искандера.
(1) В тринадцать лет я впервые прочел «Анну Каренину». (2) Война подкатила к самому Туапсе. (3) Сухуми несколько раз небрежно бомбили, и мы с мамой и сестрой переехали в деревню Атары, где жила мамина сестра. (4) Мы наняли комнату у одной соломенной вдовушки, нам выделили землю под огород, где мы выращивали тыквы, дыни, помидоры и другие не менее изумительные по тем временам овощи. (5) В этом доме я случайно обнаружил книгу Толстого и прочел ее, сидя под лавровишней в зеленом дворике.
(6) Разумеется, навряд ли я тогда понимал многие особенности этого романа, но главное понял. (7) Это видно из того, что я был потрясен так, как никогда не бывал ни до, ни после чтения этой книги. (8) Дня три я ходил как пьяный и мычал какой-то дикарский реквием по поводу смерти героини. (9) И без того не склонный усердствовать лопатой и мотыгой, в эти дни я даже не откликался, когда мама и сестра звали меня на огород. (10) Опалывать глупые тыквы, когда мир вместе с Анной Карениной раздавлен под колесами паровоза?! (11) Я шагал по селу, и траурный шлейф реквиема развевался за моей спиной. (12) К сожалению, этот шедевр погиб навсегда по причине моей музыкальной безграмотности, а также отсутствия музыкальной памяти. (13) Впрочем, возможно, я его вспомню, когда начну впадать в детство, из которого никак не могу до сих пор выпасть.
(14) Вспоминаю впечатления, которые я вынес от того первого знакомства с «Анной Карениной». (15) Было жаркое лето, и я скучал по морю. (16) Мелкие деревенские ручьи, где невозможно было всплыть, не утоляли мою тоску. (17) И вот, может быть, поэтому во время чтения я испытывал приятное чувство, как будто плыву по морю. (18) Впервые я читал книгу, под которой не мог нащупать дна. (19) Каким-то образом возникло ощущение моря. (20) Незнакомые сцены усадебной жизни воспринимались как родные. (21) Хотелось к ним. (22) Хотелось посмотреть, как аппетитно косит Левин, побывать с ним на охоте, поиграть с его умной собакой, посидеть с женщинами, которые варят варенье, и дождаться своей доли пенок. (23) Это был роман-дом, где хочется жить, но я еще этого не понимал.
(24) Читаешь «Войну и мир», и мгновениями кажется, что автор стыдится непомерности своих сил, то и дело сдерживает себя, роман развивается в могучем, спокойном ритме движения земного шара. (25) Полный лад с собственной совестью, семьей, народом. (26) И это счастье передается читателю. (27) И что нам каторжные черновики! (28) Тургенев в одном письме раздраженно полемизирует с методом Толстого. (29) Он говорит: Толстой описывает, как блестели сапоги Наполеона, и читателю кажется, что Толстой все знает о Наполеоне. (30) На самом деле он ни черта о нем не знает. (31) Наполеон — мировоззренческий враг Толстого. (32) По Толстому, обновить человечество можно, только если человек, сам себя воспитывая, освободит себя изнутри. (33) Именно этим Толстой и занимался всю жизнь. (34) По Толстому, только так можно было и нужно было завоевывать человечество.
(35) И Толстой, как новый Кутузов, изгоняет Наполеона из области духа. (36) Поэтому, по Толстому, Наполеон — это огромный солдафон и судить о нем незачем выше сапога. (37) Пускать в ход собственный могучий психологический аппарат даже для отрицательной характеристики Наполеона Толстой не намерен. (38) Он боится этим самым его перетончить. (39) По Толстому, сложность зла есть надуманная сложность. (40) В Наполеоне Толстого никакого обаяния. (41) Словно предчувствуя трагические события двадцатого века, он пытается удержать человека от увлечения сильной личностью, от еще более кровавых триумфаторов.
По Фазилю Искандеру
Ниже приведены три сочинения по этому тексту с комментариями учителя. Чтобы посмотреть их, нажмите кнопку:
Показать итоговый текст
После
этого слова и предложения, к которым даны комментарии, будут
подсвечены. Наведите мышку на подсвеченный текст, чтобы увидеть
комментарий:
Это предложение
нужно исправить.
К этому предложению
есть комментарий.
Сочинение первое
Показать комментарии учителя
Каждый человек по-разному относится к литературе и воспринимает её.В данном тексте Фазиль Искандер
показывает воздействие, которое оказало на него великое произведение Толстого.
Авторподнимает вопрос о влияниикниги на мировосприятие ребёнка, опираясь на
собственные воспоминания об изменениях, происшедших в нём после прочтения «Анны Карениной».
Отношение мальчика к
обыденным вещам резко меняется после знакомства с этой книгой. «Анна Каренина» не только открывает ему новый мир, но и подталкивает к глубоким размышлениям. Осмысление этого произведения раздвигает границы его воображения и наполняет его новыми ощущениями.
Фазиль Искандерположительно относится к раннему знакомству с серьёзной литературой. Он с восторгом пишет о своих детских впечатлениях, отмечая, что уже тогда «главное понял».
Я согласна с писателем в том, что хорошее произведение может повлиять на человека в любом возрасте. В «Алых парусах»
Грэй, прочитав книгу о мореходстве, решил связать свою жизнь с морем.На меня так повлияла книга «Три мушкетёра» в детском возрасте, что я
не только прочитала ещё множество книг Дюма, но и начала изучать французский язык.Несмотря на то что мировоззрение человека меняется на протяжении всей жизни, чтение книги в любом возрасте направляет его на путь размышления, ведущий, как известно, к развитию.
Настя, 10 класс, первый опыт сочинения для ЕГЭ
(188 слов)
Оценка работы:
- К1. Формулировка проблемы — 1.
- К2. Комментарий к проблеме — 1 (из 2).
- К3. Отражение позиции автора — 1 .
- К4. Аргументация — 1 (из 3).
- К5. Смысловая цельность (логические ошибки, деление на абзацы) — 0 (из 2).
- К6. Точность и выразительность речи — 1 (из 2).
Итак,
в тексте много общих фраз и неточностей. Есть нарушения логических
связей и речевые ошибки.
В сочинение добавлен комментарий к проблеме, 1 аргумент, исправлены
нарушения абзацного членения текста, орфографические, пунктуационные и
речевые ошибки. С внесёнными поправками текст оценивается на 20 баллов.
Сочинение второе
Показать комментарии учителя
«Это был роман-дом, где хочется жить…»Да, книги порой становятся целым отдельным
миромдля нас,
миромзаманчивым и непостижимым.
Миром, в
котороммы сами находим любимых героев,
которымпотом подражаем,
миром, формирующим наш вкус, наши мечты и стремления.
Кто поспорит с тем, что рано прочтённая литературанаравне с другими видами искусства оказывает
неизгладимоевлияние на восприятие действительности?
Фазиль Искандер в приведённом отрывке
описывает своё первое знакомство с «Анной Карениной».Книгу, возможно, он понял в тринадцать лет не до конца, но в то же время,
главная идея и атмосфера книги его потрясли, оставшись в памяти на всю жизнь.
Разумеется, литература влияет и на литературных героев.В «Евгении Онегине» Татьяне Лариной «рано нравились романы». Читая их, она составляла собственное представление о любви. Во многом именно такой «французской романтики» она и пыталась добиться потом от Онегина, к сожалению (а может, и к счастью) неуспешно.
Я и сейчас помню впечатление, испытанное мной от прочтения повести
Солженицына«Матрёнин двор» в одиннадцать лет. Для меня тогда судьба праведницы Матрёны явилась настоящей трагедией, не меньшей, наверное, чем смерть Анны Карениной для Фазиля Искандера. Будучи совсем ещё ребёнком, я сумел где-то на подсознательном уровне почувствовать всю мощь этого произведения, прикоснуться
к ней, чтобы взять эту книгу в руки потом и
постигнуть ещё одну частичку того мира, в котором мы живём.
Книги, как, в общем, и музыка, и живопись, — то, с чем каждый человек должен знакомиться с самого рождения.Хорошая литература
прививает нам вкус, открывает новые тайны жизни… А в том, что книги мы не всегда понимаем полностью, нет ничего плохого. Узнать всё в один миг?
Так и жить будет неинтересно!
Тихон, 11 класс
(263 слова)
Оценка работы:
- К1. Формулировка проблемы — 1.
- К2. Комментарий к проблеме — 2.
- К3. Отражение позиции автора — 1.
- К4. Аргументация — 2 (из 3).
- К5. Смысловая цельность (логические ошибки, деление на абзацы) — 1 (из 2).
- К6. Точность и выразительность речи — 1 (из 2).
- К7. Орфография — 3.
- К8. Пунктуация — 3.
- К9. Грамматические ошибки — 1 (из 2).
- К10. Речевые ошибки — 0 (из 2).
- К11. Соблюдение этических норм — 1.
- К12. Фактологическая точность — 0 (из 1).
Итого: 17 баллов.
Исправленный текст (если поменять местами аргументы, как указано в комментариях) можно оценить на 23 балла
Сочинение третье
Показать комментарии учителя
Одной из проблем, раскрытых в этом тексте, является проблема влияния литературы на человека.Герой текста, случайно обнаруживший и прочитавший роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина», будучи мальчиком тринадцати лет, не мог полностью понять значение и смысл этого произведения, но впечатление, произведённое данной книгой, запомнилось ему на всю жизнь.
Автор до сих пор помнитжаркое лето, когда он впервые познакомился с «Анной Карениной», помнит ту тоску, которую могла утолить только эта книга, в мир которой ему так хотелось попасть, где так хотелось жить. Этот роман стал для него чем-то большим, чем просто художественное произведение: он стал спасением для мальчика в трудное время войны.
Столь яркое впечатление, конечно же, оставляет след в сознании человека, влияет на его мировоззрение и дальнейшую жизнь.Подтверждение этого можно найти в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна,
любящая читать романы о возвышенной любви, придающая им большое значение, воплощает в жизнь
мечты, желания, действия их героев: она мечтает овечной, чистой любви, встречает рассветы на балконе,
её манеры и образ жизни напоминают поведение романтических героев. А когда Татьяна влюбляется в Онегина, она пишет ему письмо так же, как
героини её любимых романов.
Влияние литературы на человека также прослеживаетсяв романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». В нём
противопоставлены два мира — Николая Кирсанова и Евгения Базарова. У них совершенно разные точки зрения, приоритеты, цели в жизни, и в формировании этих отличий книги играют не последнюю роль. Автор отмечает, что Николай Кирсанов любит Пушкина — поэта из того, «старого» мира, который пытаются разрушить такие, как Евгений Базаров. Он читает сугубо научную литературу и не признаёт художественную,
уважает только прикладные науки.
Таким образом, можно снова и снова убеждаться, насколько велика роль литературы в жизни человека, в формировании его моральных устоев, привычек и даже характера. Книга может сопровождать человека на протяжении всей его жизни, после каждого нового прочтения раскрывать ему новые смыслы и заново удивлять.
Лера, 11 класс
(312 слов)
Оценка работы:
- К1. Формулировка проблемы — 1.
- К2. Комментарий к проблеме — 2.
- К3. Отражение позиции автора — 1.
- К4. Аргументация — 3.
- К5. Смысловая цельность (логические ошибки, деление на абзацы) — 2.
- К6. Точность и выразительность речи — 1 (из 2).
- К7. Орфография — 3.
- К8. Пунктуация — 3.
- К9. Грамматические ошибки — 2.
- К10. Речевые ошибки — 1 (из 2).
- К11. Соблюдение этических норм — 1.
- К12. Фактологическая точность — 0 (из 1).
Итого: 20 баллов.
Исправленный текст можно оценить на 23 балла.
Вы внимательно
следили за разбором работ ваших «коллег». Значит, вы поняли, что
наиболее уязвимое место любого сочинения — это аргументы. Их не только
важно правильно подобрать, но и суметь представить в нужном аспекте.
Следите за логикой и композиционной структурой работы. Будьте искренни и
естественны, как юная Татьяна, настойчивы и упорны, как капитан Грэй, и
тактичны, как Николай Петрович Кирсанов.
Желаем вам вдохновения и успеха!
Елена Владимировна Кузнецова, учитель русского языка и литературы
Комментариев нет:
Отправить комментарий