Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или
предложения, т.е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной,
морфологической, синтаксической.
№
п/п
|
Вид ошибки |
Примеры |
Г1
|
Ошибочное
словообразование. Ошибочное образование форм существительного, прилагательного,
числительного, местоимения, глагола (личных
форм глаголов, действительных и страдательных причастий, деепричастий).
|
Благородность, чуда техники, подчерк, надсмехаться; более интереснее, красивше; с пятистами рублями; жонглировал
обоими руками, ихнего пафоса, вокруг его ничего нет; сколько
нравственных принципов мы лишились из-за
утраты духовности; им двигает чувство сострадания; ручейки воды, стекаемые вниз,
поразили автора текста; вышев на сцену, певцы поклонились.
|
Г2
|
Нарушение норм согласования
|
Я знаком с
группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
|
Г3
|
Нарушение норм управления
|
Нужно сделать
природу более красивую. Все удивлялись его силой.
|
Г4
|
Нарушение связи
между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого
|
Главное, чему теперь я хочу
уделить внимание, это художественной
стороне произведения. Он написал книгу, которая
эпопея. Все были рады, счастливы и
веселые.
|
Г5
|
Ошибки в
построении предложения с однородными членами
|
Страна любила и гордилась поэтом.
В сочинении я
хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.
|
Г6
|
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
|
Читая текст, возникает такое чувство сопереживания.
|
Г7
|
Ошибки в
построении предложения с причастным оборотом
|
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
|
Г8
|
Ошибки в
построении сложного предложения
|
Эта книга
научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.
Человеку
показалось то, что это сон.
|
Г9
|
Смешение прямой
и косвенной речи
|
Автор сказал, что
я не согласен с мнением рецензента.
|
Г10
|
Нарушение
границ предложения
|
Его не приняли в
баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.
|
Г11
|
Нарушение
видовременной соотнесенности глагольных форм
|
Замирает на
мгновение сердце и вдруг застучит
вновь.
|
Г12
|
Пропуск члена
предложения (эллипсис)
|
На собрании было принято (?) провести
субботник.
|
Г13
|
Ошибки, связанные с
употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к
которому она относится
|
Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы
подпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы.
|
Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в
структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении
слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы,
неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов;
экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении
омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.
№
п/п
|
Вид ошибки |
Примеры |
Р1
|
Употребление
слова в несвойственном ему значении
|
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Благодаря пожару, лес сгорел.
|
Р2
|
Неоправданное
употребление диалектных и просторечных слов
|
Таким людям
всегда удается объегорить других. Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака.
|
Р3
|
Неудачное
употребление местоимений
|
Текст написал
В. Белов. Он относится к художественному стилю; У меня сразу же возникла
картина в своем воображении.
|
Р4
|
Употребление
слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное
употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов,
устаревшей лексики, жаргонизмов,
неуместное употребление фразеологизмов
|
По задумке автора, герой побеждает; Молчалин работает
секретарем Фамусова; В романе А.С. Пушкина имеют место лирические отступления; Автор
то и дело прибегает к употреблению
метафор и олицетворений. Если бы я был там, то за такое отношение к
матери я бы этому кексу в грызло бы дал; Зощенко палец
в рот не клади, а дай только посмешить читателя.
|
Р5
|
Неразличение
оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом
|
В таких случаях я взглядываю в
словарь.
|
Р6
|
Неразличение паронимов,
синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении
антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно
организованном контексте
|
Были приняты эффектные меры;
Имя этого поэта знакомо во многих странах; В третьей части
текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас
задуматься; грампластинка не сказала еще своего последнего
слова.
|
Р7
|
Нарушение
лексической сочетаемости
|
Автор использует
художественные особенности.
|
Р8
|
Употребление лишних
слов, в том числе плеоназм
|
Молодой юноша; очень прекрасный.
|
Р9
|
Употребление
рядом или близко однокоренных слов (тавтология)
|
В этом рассказе рассказывается о реальных
событиях.
|
Р10
|
Неоправданное
повторение слова
|
Герой рассказа не задумывается
над своим поступком. Герой даже не
понимает всей глубины содеянного им.
|
Р11
|
Бедность и
однообразие синтаксических конструкций
|
Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился
в гостиницу.
|
Р12
|
Употребление
лишних слов, лексическая избыточность
|
Тогда о
том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом позаботится книжный наш
магазин.
|
Логические ошибки (Л). Логические ошибки связаны с нарушением
логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов
логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на
уровне целого текста.
№
п/п
|
Вид ошибки |
Примеры |
Л1
|
Сопоставление
(противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию)
понятий в предложении, тексте
|
На уроке
присутствовали директор, библиотекарь,
а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова; Он облокотился спиной на батарею; За хорошую учебу
и воспитание детей родители обучающихся
получили благодарственные письма от администрации школы.
|
Л2
|
Нарушение
причинно-следственных отношений
|
В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги
работают по-старому, так как
вопросы модернизации образования решаются слабо.
|
Л3
|
Пропуск звена в объяснении,
«логический скачок».
|
Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли
возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка.
|
Л4
|
Перестановка частей текста
(если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению)
|
Пора вернуть этому
слову его истинный смысл! Честь... Но как это сделать?
|
Л5
|
Неоправданная подмена лица,
от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от
третьего лица)
|
Автор пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы снежных равнин.
|
Л6
|
Сопоставление
логически несопоставимых понятий
|
Синтаксис энциклопедических статей отличен от других
научных статей.
|
Композиционно-текстовые
ошибки
|
||
Л7
|
Неудачный
зачин
|
Текст начинается предложением,
содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте
отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении,
например: В этом тексте автор…
|
Л8
|
Ошибки в основной части
|
а) Сближение
относительно далеких мыслей в одном предложении.
б)
Отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и
нарушение порядка предложений.
в)
Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к
затруднению понимания смысла.
|
Л9
|
Неудачная
концовка
|
Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли.
|
Фактические ошибки (Ф) - разновидность
неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий приводит факты, противоречащие
действительности, дает неправильную
информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с
анализируемым текстом (фоновые знания)
№
п/п
|
Вид ошибки |
Примеры |
Ф1
|
Искажение содержания
литературного произведения, неправильное толкование, неудачный выбор примеров
|
Базаров был нигилист и
поэтому убил старуху топором;
Ленский вернулся в свое имение из
Англии; Счастьем для Обломова было
одиночество и равнодушие.
|
Ф2
|
Неточность в цитате.
Отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты.
|
Книга очень много для меня
значит, ведь еще Ленин сказал: «Век
живи – век учись!»
|
Ф3
|
Незнание исторических и др.
фактов, в том числе временное смещение.
|
Великая Отечественная война
1812 года; Столица США - Нью-Йорк.
|
Ф4
|
Неточности в именах,
фамилиях, прозвищах литературных героев.
Искажения в названиях
литературных произведений, их жанров,
ошибка в указании автора.
|
Тургеньев; «Тарас и Бульба»; в повести Тургенева «Преступление и наказание».
|
Этические ошибки (Э) - нарушение в
работе системы ценностей и правил этики: высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие
высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявления
речевой агрессии, жаргонные слова и обороты.
№
п/п
|
Вид ошибки |
Примеры |
Э1
|
Речевая некорректность.
Проявление речевой агрессии: грубое, оскорбительное высказывание; словесное выражение негативных
эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме;
угроза, грубое требование, обвинение, насмешка;
употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго; высказывания, унижающие человеческое достоинство,
выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности
|
Мне
хотелось бы сделать автору замечание за
его неумение передавать свои мысли.
Этот
текст меня бесит; Нужно быть
полностью сумасшедшим, чтобы читать
книги сегодня; Почему школьная программа принуждает к прочтению всего старья, что именуется классикой?
Михалков в своём репертуаре! Пишет детские
книги, поэтому и требует, чтобы читали именно в детстве. Это настоящий пиар!
Нечего морочить людям мозги устаревшими
истинами.
|
ОШИБКИ
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ, ПУНКТУАЦИОННЫЕ, ГРАФИЧЕСКИЕ, ОПИСКИ
При
проверке грамотности (К7-К8) учитываются
ошибки
·
на
изученные правила;
·
негрубые (две
негрубые считаются за одну):
в исключениях из правил;
в написании большой буквы в составных собственных
наименованиях;
в случаях раздельного и слитного написания не с
прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
в написании и
и ы
после приставок;
в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не
обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …;
не кто иной, как…; ничто иное не …; не что иное, как … и др.);
в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен
другой;
в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в
нарушении их последовательности;
·
повторяющиеся
(считается
за одну ошибку повтор в одном и
том же слове или в корне однокоренных слов);
·
однотипные (первые три однотипные ошибки считаются
за одну ошибку,
каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная):
ошибки на одно правило, если условия выбора правильного
написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и
фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
!
Не считаются однотипными ошибки на
такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова
требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий
– резок).
!
Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.
! Ошибки (две и более) в одном
непроверяемом слове считаются за одну ошибку.
При
проверке грамотности (К7-К8) не
учитываются ошибки
- орфографические:
в переносе слов;
буквы э/е
после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр)
и после гласных в собственных именах (Мариетта);
прописная
/ строчная буквы
ü
в названиях, связанных с религией: М(м)асленица,
Р(р)ождество, Б(б)ог.
ü
при переносном употреблении собственных
имен (Обломовы и обломовы).
ü
в собственных именах нерусского
происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент...
(дон Педро и Дон Кихот).
слитное
/ дефисное / раздельное написание
ü
в сложных существительных без
соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемых правилами и
не входящих в словарь-минимум (ленд-лиз,
люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но
бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант);
ü
на правила, которые не включены в
школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных
единиц / наречий с приставкой /предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в
рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую,
врассыпную);
- пунктуационные ошибки:
ü
тире в неполном предложении;
ü
обособление несогласованных
определений, относящихся к нарицательным именам существительным;
ü
запятые при
ограничительно-выделительных оборотах;
ü
различение омонимичных частиц и
междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми;
ü
в передаче авторской пунктуации;
- графические ошибки (средства письменности языка, фиксирующие отношения между буквами на письме и звуками устной речи); различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений;
- описки и опечатки:
-
искажение звукового облика слова (рапотает
вместо работает,
мемля вместо земля);.
-
пропуски букв (весь
роман стоится на этом конфликте;
-
перестановки букв (новые наименования
пордуктов);
-
замены одних буквенных знаков другими (лешендарное
Ледовое побоище);
-
добавление лишних букв (в любых, дашже самых сложных условиях).
Комментариев нет:
Отправить комментарий